Как николаевские подростки могут подзаработать летом

    Перед началом летних каникул Николаевский центр занятости напоминает о правах подростков, которые в это время намерены подзаработать, на официальное трудоустройство, достойную зарплату, нормированный рабочий день и отпуск.

    Кодекс законов о труде Украины содержит отдельную главу, регламентирующую права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях и их особенности. В частности, в статье 187 КЗоТ Украины указано: «Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными законодательством Украины».

    Возраст, с которого допускается прием на работу:

    Не допускается прием на работу лица моложе шестнадцати лет.

    С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет.

    Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

    На каждом предприятии, в учреждении, организации должен вестись специальный учет работников, не достигших восемнадцати лет, с указанием даты их рождения.

    Несовершеннолетних работников не имеют права привлекать:

    • для выполнения тяжелой работы с вредными и опасными условиями труда, к работе в ночное время, в выходные дни, а также в подземных работах (ст.190, 192 КЗоТ);
    • к сверхурочным работам, подъемам и перемещениям предметов, масса которых превышает установленные предельные нормы веса (Приказ министерства здравоохранения Украины «Об утверждении предельных норм подъема и перемещения тяжестей несовершеннолетними» № 59 от 22.03.96).

    Общая продолжительность рабочего времени подростков не должна превышать 24 часов в неделю для подростков 14 – 15 лет и 36 часов – для подростков 16 – 17 лет.

    Обязательным должно быть равномерное распределение недельного рабочего времени по дням пяти или шестидневной рабочей недели. Работа подростков с грузами не должна составлять более 1/3 рабочего времени.

    При этом применяются следующие ограничения по весу груза: при кратковременной работе для юношей и девочек 14 лет – 5 и 2,5 кг соответственно, 15 лет – 12 и 6 кг соответственно, 16 лет – 14 и 7 кг соответственно, 17 лет – 16 и 8 кг соответственно; при длительной работе, начиная с 15 лет для юношей – 8,4 и девушек – 4,2 кг, 16 лет – 11,2 и 5,6 кг соответственно, 17 лет – 12,6 и 6,3 кг соответственно.

    Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени для лиц соответствующего возраста (п. 1 ч. 1 ст. 51 КЗоТ).

    Несовершеннолетние работники имеют право:

    – На сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 193 КЗоТ): в возрасте 16 – 18 лет – 36 часов в неделю; в возрасте 15 – 16 лет (для учащихся в возрасте 14 – 15, работающих в период каникул) – 24 часов в неделю (ст. 51 КЗоТ);

    – Ежегодные отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляются в удобное для них время. Ежегодные отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет полной продолжительности в первый год работы предоставляются по их заявлению до наступления шестимесячного срока непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации (ст. 195 КЗоТ).

    Ежегодный отпуск для несовершеннолетних установлен продолжительностью 31 календарный день (часть вторая ст. 75 КЗоТ; часть восьмая ст. 6 Закона “Об отпусках”).

    Однако, право несовершеннолетних на использование отпуска в удобное для них время отнюдь не означает, что несовершеннолетние вправе в любое время потребовать от владельца предоставлении отпуска. Право на использование отпуска в удобное время означает, что при составлении графиков предоставления отпусков владелец и выборный орган первичной профсоюзной организации обязаны спросить пожелания работника по времени предоставления отпуска и отразить это пожелание в графике отпусков. Конкретная дата начала отпуска должна определяться в соответствии с частью пятой ст. 79 КЗоТ, части десятой ст. 10 Закона “Об отпусках”, о чем несовершеннолетний работник должен быть уведомлен владельцем не менее чем за две недели до начала отпуска.

    За первый год работы отпуск несовершеннолетнему должен быть предоставлена по его заявлению до наступления шестимесячного срока непрерывной работы на данном предприятии. При этом предоставляется отпуск полной продолжительности (а не пропорционально отработанному времени).

    – На выплату заработной платы за сокращенной продолжительности ежедневной работы в том же размере, как работникам соответствующей категории по полной продолжительности ежедневной работы (ст. 194 КЗоТ);

    Оплата труда учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Предприятия могут устанавливать учащимся доплаты к заработной плате.

    Предоставление молодежи первого рабочего места

    Трудоспособной молодежи – гражданам Украины в возрасте от 15 до 28 лет после окончания или прекращения учебы в общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, завершения профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения со срочной военной службы, военной службы по призыву по мобилизации на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы предоставляется первое рабочее место на срок не менее двух лет.

    Молодым специалистам – выпускникам государственных учебных заведений, потребность в которых ранее была заявлена предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляется работа по специальности на период не менее трех лет в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

    Ограничение увольнения работников моложе восемнадцати лет

    Увольнение работников моложе восемнадцати лет по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) службы по делам детей.

    Работодатель обязан осуществлять трудоустройство несовершеннолетних работников в случаях их увольнения:

    • в случае выявленного несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;
    • в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
    • в условиях изменения в организации производства и труда, в том числе ликвидации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности кадров или штата работников, банкротства.

    Льготы для работников, обучающихся в средних и профессионально-технических учебных заведениях

    Для работников, обучающихся без отрыва от производства в средних и профессионально-технических учебных заведениях, устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы с сохранением заработной платы в установленном порядке; им предоставляются также и другие льготы.

     

    Оформление трудовых отношений

    К сожалению, работодатели не всегда придерживаются гарантий и основным препятствием этому выступает фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, что в свою очередь нарушает права работников, в том числе и несовершеннолетних.

    Трудовой договор – это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и Согласием сторон.

    На сегодня, Кодексом законов о труде Украины предусмотрена ответственность за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полный рабочее время, установленный на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов – в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (125 190 гривен).

    Неоформленные трудовые отношения несут негативные последствия не только для работодателя, но и для работника.

    Для работников нелегальная занятость, выплата заработной платы в «конвертах» приводит к:

    • лишение работника гарантированного государством размера заработной платы (в том числе размера тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки)
    • потери возможности пользования государственными гарантиями в соответствии с действующим законодательством, такими как: социальная помощь малообеспеченным семьям, субсидии;
    • потери трудового стажа при расчете размера пенсии;
    • отсутствие взносов в фонды социального страхования, исключает социальную защиту работников, и поэтому такие лица теряют право на получение гарантированной государством отпуска, своевременно и не ниже минимальных гарантии в оплате труда, здоровье, безопасных условиях труда.

    На сегодня, нелегальная работа для несовершеннолетних иногда является единственным вариантом подработки, особенно летом, ведь никаких обязательств перед работодателем они не имеют, а большинство работодателей, в свою очередь, хотят извлечь из этого выгоду, не платя налоги в бюджет и снимая с себя ответственность, возлагалась бы на них при заключении трудового договора с работником.

    Конечно, для работодателя, при выполнении всех требований действующего законодательства, подростки вряд ли могут быть привлекательной рабочей силой – слишком много льгот и ограничений в применении их труда. Именно поэтому, несовершеннолетним желательно заблаговременно позаботиться о своей правовую защищенность – заключить с работодателем при приеме на работу трудовой договор в письменной форме (п. 5 ч. 1 ст. 24 КЗоТ), в котором были бы обусловлены место работы, трудовая функция, которой выполнять работник, размер и сроки выдачи заработной платы, режим труда и отдыха. При таких условиях ни один работодатель не сможет безнаказанно использовать несовершеннолетнее лицо как дешевую (или, вообще, бесплатную) рабочую силу.